Trophic venous eczema of the lower extremities - symptoms, diagnosis and treatment

Contents:

  1. Trophic venous eczema - what is it?
  2. Why does trophic venous eczema occur?
  3. Causes of trophic venous eczema
  4. Trophic venous eczema is very bad
  5. Trophic venous eczema - symptoms
  6. Why does trophic venous eczema almost always appear on the lower extremities?
  7. Trophic varicose eczema - flow options
  8. Trophic venous eczema - diagnosis
  9. Trophic eczema, treatment in Moscow
  10. Trophic eczema - treatment at home, treatment with folk remedies
  11. Trophic varicose eczema - treatment without surgery
  12. Trophic venous eczema - laser treatment (EVLO, EVLK), radio frequency treatment (RFA, RFO)
  13. Varicose eczema prevention
  14. The results of the treatment of trophic venous eczema. Photos before and after treatment
  15. Online Patient FAQ for Trophic Venous Eczema

Trophic venous eczema - what is it?

Trophic venous eczema is a pathological condition occurring in the form of autoimmune dermatitis, that is, non-infectious serous inflammation of the skin (for the most part of the papillary dermis and epidermis), accompanied by symptoms of edema, redness, itching and pain.

Trophic venous eczema

Trophic venous eczema

Venous eczema is a variety and common form of eczema that is caused by congestion in the skin due to impaired venous outflow. Venous eczema is also called varicose, stagnant, or gravitational. She most often has a chronic (relapsing) course. Pathology affects one or both lower limbs in combination with venous insufficiency. In the modern European, and most demanded by leading experts, classification of chronic venous diseases - CEAP, this pathology is designated as C4. This means a fairly severe tissue damage due to chronic venous edema.

Why does trophic venous eczema occur?

Venous eczema is most often observed in middle-aged and elderly patients - according to leading European dermatologists, it affects up to 20% of patients older than 70 years. This is due to the following reasons:

  • Phlebeurysm.
  • Postponed deep vein thrombosis of the affected limb.
  • The presence of venous trophic ulcers.
  • Cellulite transferred to the affected limb.
  • Chronic swelling of the leg, aggravated by hot weather and prolonged static position (standing).

The main cause of the appearance of the pathology is varicose disease, so sometimes you can meet the term "Varicose eczema."

Venous eczema of atypical localization

Venous eczema of atypical localization

Quite often, signs of eczema can also be found in young patients with a long history of varicose veins. There is no doctor, both in the state and in the private clinic, who would not observe venous eczema in patients up to 40 years old.

Causes of trophic venous eczema

What are the main causes of venous eczema?

  • Violation of the venous valves due to the expansion of venous vessels.
  • Changes in venous outflow, the formation of pathological discharge (reflux) of blood.
  • Pathological deposition of blood in the distal lower extremities.
  • The formation of an atypical immune response in the skin with impaired blood flow and the appearance of an inflammation reaction.

Trophic venous eczema is very bad

Varicose eczema has a chronic, recurrent course and a tendency to progression. Quite often you can meet a situation, especially in public hospitals, when only dermatologists are involved in the treatment of venous eczema. Given the main etiological component of the pathology, impaired venous outflow, the treatment of such patients takes years.

Chronic recurrent eczema

Chronic recurrent eczema on the right lower limb

The disease slowly recedes, but invariably reappears. Moreover, trophic changes in the lower extremities progress, lipodermatosclerosis joins, and then an ulcer appears.

Trophic venous eczema - symptoms

Congestive eczema, as a kind of dermatitis, has symptoms characteristic of it:

  • edema,
  • redness,
  • itching,
  • pain

Also, there are symptoms of varicose veins: varicose nodes, ultrasound signs of varicose veins.

Why does trophic venous eczema almost always appear on the lower extremities?

The answer to this question lies in the pathogenesis of varicose veins, the dominant cause of venous eczema. Varicose disease affects only the lower extremities, where trophic disturbances occur in the distal divisions according to the gradient of gravity. One of which is venous eczema.

Trophic eczema of the lower extremities

Trophic eczema of the lower extremities

Pathological eczematous changes in the skin of the lower extremities are most often caused by varicose veins, since it is precisely this that causes a violation of the venous outflow (up to 90% according to the leading experts of the region).

Trophic varicose eczema - flow options

Venous eczema tends to recur and chronic disease throughout life. Eczema also progresses, involving more and more new areas of the skin, infection often occurs, which can even lead to the development of a life-threatening condition. If untreated venous pathology, a leading factor in the development of eczema, trophic skin changes lead to the formation of an already stagnant ulcer. Which is much more difficult to treat.

Trophic venous eczema - diagnosis

Diagnosis of venous eczema in public and private urban medical institutions often begins in the office of a dermatologist, where a specialist assesses local changes in the skin. Here it is very important that the patient is promptly referred to a good phlebologist. If eczematous changes are associated with venous pathology, then treatment only of skin manifestations is likely to be ineffective. Even a visual examination of a phlebologist with the use of various functional tests often does not reveal the true cause of the pathology. At this stage, the best solution is a good ultrasound examination of the veins of the lower limbs.

Ultrasound Diagnosis of Trophic Venous Eczema

Ultrasound Diagnosis of Trophic Venous Eczema

Only competent modern diagnostics of the venous system will help determine the right treatment tactics.

Trophic eczema, treatment in Moscow

A good treatment of venous eczema in Moscow can be divided into local (topical effects on skin inflammation) and treatment of the venous system. In the first, often, a dermatologist is actively involved. Local treatment includes:

  • Ointments and creams, steroid drugs, both as part of the latter, and as part of systemic treatment.
  • The use of antibiotics and antiseptics when attaching an infection.

Often, in conditions of state medicine, patient care ends at the stage of the above topical treatment. This is not the best solution, since the disease is based on completely different reasons and the relapse of the disease will not take long. Namely, venous stasis, requiring a slightly different approach. It is very important that the patient in Moscow gets on time for an appointment and diagnosis to a good phlebologist who can determine the correct patient management tactics. The treatment of venous eczema is based on eliminating stasis and improving venous outflow of blood. Correction of the latter, most often, consists in the removal of pathologically altered varicose veins. The presence of innovative technologies in modern Moscow centers makes it possible to effectively treat even complicated forms of varicose veins, moreover, on an outpatient basis.

Laser treatment of trophic eczema without surgery

Treatment of trophic eczema in our phlebology center

The leading medical centers in Moscow for the treatment of venous pathology for this purpose use thermobliteration techniques. In a good city medical phlebological center, you can count on safe, effective treatment. Modern vein removal procedures are performed under local anesthesia through skin punctures with minimal surgical trauma.

Trophic eczema - treatment at home, treatment with folk remedies

Leading specialists of the Moscow Innovation Phlebological Center categorically do not recommend independently treating venous eczema at home, especially with the help of the notorious folk methods. Since in this case, you will not only not get the effect of the treatment, but you may also encounter a number of new and even more serious complications.

Trophic varicose eczema - treatment without surgery

The main factor in the development of congestive eczema is the pathology of the venous system. Therefore, we cannot speak of any effective treatment without radical intervention. The best solution is to stop the inflammation and carry out the procedure for removing varicose veins. But is the operation so terrible?

Trophic eczema - laser treatment in our center

Trophic eczema - laser treatment in our center

Modern European vein removal technologies are not inferior to advanced manipulations in dentistry in minimizing surgical trauma and possible side effects. But today it would never occur to anyone to refuse treatment of caries because of fear of intervention.

Trophic venous eczema - laser treatment (EVLO, EVLK), radio frequency treatment (RFA, RFO)

Given that the radical treatment of varicose eczema is a treatment of venous pathology, it is modern methods of removing varicose veins that will be the main way to combat eczema itself. Today, the undisputed leaders at the forefront of the innovative treatment of varicose veins are the methods of thermobliteration, laser and radio frequency. If you compare both technologies, then there are simply no fundamental differences for the patient.

Treatment of trophic eczema with radio frequency

Treatment of trophic eczema with radio frequency

What are the advantages of thermobliteration technology:

  • Radicality and effectiveness (when used by experienced professionals, the result is, in fact, 100%).
  • Small invasiveness, the procedure is carried out through skin punctures.
  • Highest cosmetic.
  • Full ambulance, there is no need for anesthesia and hospitalization.
  • Safety and comfort of the procedure for the patient.

Treatment of trophic eczema by laser

Laser treatment result for trophic eczema in 1 month

After the endovascular treatment, the symptoms of eczema quickly enough stop on their own.

Varicose eczema prevention

It is possible to prevent venous eczema if you are examined in a timely manner by a good phlebologist and treat varicose veins.

Also, the number and severity of outbreaks of eczema can be reduced by the following measures:

  • Avoid prolonged standing or sitting with legs down.
  • Wear compression socks or stockings for extended static loads.
  • Apply emollients regularly to dry skin prone to irritation.

The results of the treatment of trophic venous eczema. Photos before and after treatment

The result of the treatment of trophic eczema by the method of endovenous laser coagulation (EVLK) according to the German technology Biolitec in our center

The result of treatment of a patient with trophic eczema by the EVLK method. Photos before and after the treatment of trophic eczema

Photos before and after treatment of trophic eczema on the left lower limb

The result of treatment of trophic venous eczema by radiofrequency ablation (RFA) in our patient

Treatment of a patient with trophic eczema. Photos before and after treatment

Photos before and after treatment of trophic venous eczema on the left lower limb

Online Patient FAQ for Trophic Venous Eczema

How to treat venous eczema of the legs in Moscow? Natalia asks from Moscow:

Dear Natalia! For a good treatment of venous eczema of the lower extremities in Moscow, you need to contact a competent specialist, phlebologist. The doctor will conduct a detailed diagnosis, including an ultrasound scan. Only after this can we talk about modern treatment. The best solution would be to find a good city phlebological center where the phlebologist himself will perform the ultrasound.

What is the modern treatment for venous eczema of the legs in Moscow? Ekaterina from Moscow is interested in:

Dear Catherine! In Moscow, a good modern, meeting European standards, treatment of venous eczema includes innovative technologies, both diagnostics and treatment. Leading city phlebological centers, including our Moscow Innovation Phlebological Center, are successfully treating venous eczema. First, a detailed duplex angioscanning of the venous system of the lower extremities is performed. Only then treatment is prescribed, including the fight against local inflammation and modern treatment of the true cause of eczema, varicose veins.

How to treat venous eczema with folk remedies? Elena asks from Yekaterinburg:

Dear Elena! Specialists of the Moscow City Phlebological Center have good experience in working with various trophic disorders in venous diseases, including venous eczema. Leading phlebologists of our center do not recommend treatment of venous eczema with folk remedies. The disease responds well to treatment with the help of modern technologies, but we often also encountered serious complications after treatment with folk remedies.

My mom has venous eczema on her legs, which doctor is the best to go to? Nikolay asks from Bryansk:

Dear Nicholas! If you suspect that your mother has venous eczema, it is better to first turn to a good phlebologist, a doctor specializing in the diagnosis and treatment of vein pathology. First you need to understand the cause of inflammation in the lower extremities. You may need the help of a dermatologist. If eczema is of venous origin, now there are modern European technologies with which to cure your mother will not present any special problems.

What are the underlying causes of venous eczema? Olga from Ivanovo is interested in:

Dear Olga! From the standpoint of modern science and medicine, the cause of venous eczema is a violation of the outflow of blood of the lower extremities, the formation of autoimmune inflammation against the background of stagnant phenomena. Inflammatory edema, itching, redness, pain is added to the existing edema, due to venous insufficiency.

Трофическая венозная экзема нижних конечностей - симптомы, диагностика и лечение

Содержание:

  1. Трофическая венозная экзема – что это такое?
  2. Почему возникает трофическая венозная экзема
  3. Причины появления трофической венозной экземы
  4. Трофическая венозная экзема – это очень плохо
  5. Трофическая венозная экзема – симптомы
  6. Почему трофическая венозная экзема практически всегда появляется на нижних конечностях?
  7. Трофическая варикозная экзема – варианты течения
  8. Трофическая венозная экзема - диагностика
  9. Трофическая экзема, лечение в Москве
  10. Трофическая экзема — лечение в домашних условиях, лечение народными средствами
  11. Трофическая варикозная экзема – лечение без операции
  12. Трофическая венозная экзема — лечение лазером (ЭВЛО, ЭВЛК), лечение радиочастотой (РЧА, РЧО)
  13. Варикозная экзема профилактика
  14. Результаты лечения трофической венозной экземы. Фото до и после лечения
  15. Часто задаваемые вопросы пациентов в интернете о трофической венозной экземе

Трофическая венозная экзема – что это такое?

 

Трофическая венозная экзема – это патологическое состояние, протекающее в виде аутоимунного дерматита, то есть, серозного неинфекционного воспаления кожи (по большей части сосочкового слоя дермы и эпидермиса), сопровождающееся симптомами отёка, покраснения, зуда и боли.

Трофическая венозная экзема

Трофическая венозная экзема

 

Венозная экзема является разновидностью и распространённой формой экземы, которая обусловлена застойными явлениями в коже, вследствие нарушения венозного оттока. Венозную экзему также называют варикозной, застойной или гравитационной. Она чаще всего имеет хроническое (рецидивирующее) течение. Патология поражает одну или обе нижние конечности в сочетании с венозной недостаточностью. В современной европейской, и наиболее востребованной ведущими специалистами, классификации хронических заболеваний вен – CEAP, данная патология обозначается как С4а. Это означает достаточно тяжёлое поражение тканей вследствие хронического венозного отёка.

Почему возникает трофическая венозная экзема

 

Венозная экзема чаще всего наблюдается у пациентов среднего и пожилого возраста - по данным ведущих европейских дерматологов, она поражает до 20% пациентов старше 70 лет. Это связывают со следующими причинами:

  • Варикозное расширение вен.
  • Перенесённый тромбоз глубоких вен пораженной конечности.
  • Наличием венозных трофических язв.
  • Перенесённый целлюлит на пораженной конечности.
  • Хронический отеком голени, усугубляемым жаркой погодой и длительным статическим положением (стоянием).

Главной же причиной появления патологии является варикозная болезнь, поэтому иногда можно встретить термин «Варикозная экзема».

Венозная экзема нетипичной локализации

Венозная экзема нетипичной локализации

 

Достаточно часто признаки экземы можно обнаружить и у молодых пациентов с длительным анамнезом варикозной болезни. Нет доктора, как в государственной, так и в частной клинике, который бы не наблюдал венозную экзему у пациентов до 40 лет.

Причины появления трофической венозной экземы

 

В чём же главные причины появления венозной экземы:

  • Нарушение работы венозных клапанов в связи расширением венозных сосудов.
  • Изменения венозного оттока, формирование патологического сброса (рефлюкса) крови.
  • Патологическое депонирование крови в дистальных отделах нижних конечностей.
  • Формирование атипичного иммунного ответа в коже с нарушенным кровотоком и появление реакции воспаления.

Трофическая венозная экзема – это очень плохо

 

Варикозная экзема имеет хроническое, рецидивирующее течение и склонность к прогрессированию. Достаточно часто можно встретить ситуацию, особенно, в государственных больницах, когда лечением венозной экземы занимаются только дерматологи. Учитывая главную этиологическую составляющую патологии, нарушение венозного оттока, лечение таких пациентов занимают годы.

 

 

Хроническая рецидивирующая экзема

Хроническая рецидивирующая экзема на правой нижней конечности

 

Болезнь медленно отступает, но неизменно появляется вновь. Более того, трофические изменения нижних конечностей прогрессируют, присоединяется липодерматосклероз, а затем появляется язва.

Трофическая венозная экзема – симптомы

 

Застойная экзема, являясь разновидностью дерматита, имеет характерные для него симптомы:

  • отёк,
  • покраснение,
  • зуд,
  • болевые ощущения.

Так же, присутствуют симптомы варикозной болезни: варикозные узлы, ультразвуковые признаки варикозной болезни.

Почему трофическая венозная экзема практически всегда появляется на нижних конечностях?

 

Ответ на данный вопрос кроется в патогенезе варикозной болезни, доминирующей причине венозной экземы. Варикозная болезнь поражает исключительно нижние конечности, где по градиенту гравитации именно в их дистальных отделах возникают трофические нарушения. Одним из которых является венозная экзема.

Трофическая экзема нижних конечностей

Трофическая экзема нижних конечностей

 

Патологические экзематозные изменения в коже нижних конечностей чаще всего обусловлены именно варикозной болезнью, так как именно она является причиной нарушения венозного оттока (до 90 % по данным ведущих экспертов области).

Трофическая варикозная экзема – варианты течения

 

Венозная экзема имеет тенденцию к рецидивированию и хроническому течению заболевания в течение всей жизни. Также экзема прогрессирует, вовлекая всё новые участки кожного покрова, нередко происходит присоединение инфекции, что даже может привести к развитию жизнеугрожающего состояния. Если не лечить венозную патологию, ведущий фактор развития экземы, трофические изменения кожи приводят к формированию уже застойной язвы. Лечить которую много сложнее.

Трофическая венозная экзема – диагностика

 

Диагностика венозной экземы в государственных и частных городских медицинских учреждениях нередко начинается в кабинете дерматолога, где специалист оценивает локальные изменения кожного покрова. Здесь очень важно, чтобы пациент был вовремя направлен к хорошему флебологу. Если экзематозные изменения связаны с венозной патологией, то лечение только кожных проявлений, скорее всего, будет малоэффективно. Даже визуальный осмотр флеболога с применением всевозможных функциональных проб, часто не выявляет истинную причину патологии. На данном этапе лучшим решением будет хорошее ультразвуковое исследование вен нижних конечностей.

Ультразвуковая диагностика трофической венозной экземы

Ультразвуковая диагностика трофической венозной экземы

 

Только грамотная современная диагностика венозной системы поможет определиться с верной тактикой лечения.

Трофическая экзема, лечение в Москве

 

Хорошее лечение венозной экземы в Москве можно условно разделить на местное (топическое воздействие на кожное воспаление) и лечение венозной системы. В первом, нередко, активно участвует врач-дерматолог. Местное лечение включает:

  • Мази и кремы, стероидные препараты, как в составе последних, так и в составе системного лечения.
  • Применение антибиотиков и антисептиков при присоединении инфекции.

Нередко, в условиях государственной медицины, помощь пациенту заканчивается на этапе вышеуказанного топического лечения. Это не самое лучшее решение, так как в основе болезни лежат совершенно другие причины и рецидив болезни не заставит себя долго ждать. А именно, венозный стаз, требующий несколько другого подхода. Очень важно, чтобы пациент в Москве вовремя попал на приём и диагностику к хорошему флебологу, который сможет определить правильную тактику ведения пациента. В основе лечения венозной экземы лежит устранение стаза и улучшение венозного оттока крови. Коррекция последнего, чаще всего, заключается в удалении патологически изменённых варикозных вен. Наличие в современных московских центрах инновационных технологий позволяет эффективно лечить даже осложнённые формы варикозной болезни, причём, в амбулаторных условиях.

Лечение трофической экземы лазером без операции

Лечение трофической экземы в нашем центре флебологии

 

Ведущие медицинские центры в Москве по лечению венозной патологии для этих целей используют методики термооблитерации. В хорошем городском медицинском флебологическом центре можно рассчитывать на безопасное эффективное лечение. Современные процедуры удаления вен выполняются под местной анестезией через проколы кожи с минимальной операционной травмой.

Трофическая экзема — лечение в домашних условиях, лечение народными средствами

 

Ведущие специалисты Московского Инновационного Флебологического Центра категорически не рекомендуют самостоятельно заниматься лечением венозной экземы в домашних условиях, особенно при помощи пресловутых народных методик. Так как в этом случае, вы не только не получите эффект от лечения, но и можете столкнуться с рядом новых и даже более серьёзных осложнений.

Трофическая варикозная экзема – лечение без операции

 

Главным фактором развития застойной экземы является патология венозной системы. Поэтому ни о каком эффективном лечении без радикального вмешательства говорить не приходится. Лучшим решением будет купировать воспаление и провести процедуру удаления варикозных вен. Но так ли страшна операция?

Трофическая экзема - лечение лазером в нашем центре

Трофическая экзема - лечение лазером в нашем центре

 

Современные европейские технологии удаления вен по минимальности операционной травме и возможным побочным эффектам не уступают продвинутым манипуляциям в стоматологии. Но никому и в голову сегодня не придёт отказываться от лечения кариеса из-за страха перед вмешательством.

Трофическая венозная экзема — лечение лазером (ЭВЛО, ЭВЛК), лечение радиочастотой (РЧА, РЧО)

 

Учитывая, что радикальное лечение варикозной экземы – это лечение венозной патологии, именно современные способы удаления варикозных вен и будут главным способом борьбы с самой экземой. Сегодня, бесспорными лидерами, находящимися в авангарде инновационного лечения варикоза являются методики термооблитерации, лазерная и радиочастотная. Если сравнивать обе технологии, то каких-либо принципиальных различий для пациента попросту нет.

Лечение трофической экземы радиочастотой

Лечение трофической экземы радиочастотой

 

Какими же преимуществам обладают технологии термооблитерации:

  • Радикальность и эффективность (при использовании опытными специалистами, результат, практически, 100 %).
  • Малая инвазивность, процедура осуществляется через проколы кожи.
  • Высочайшая косметичность.
  • Полная амбулаторность, нет нужды в наркозе и госпитализации.
  • Безопасность и комфорт проведения процедуры для пациента.

Treatment of trophic eczema by laser

Результат лечения трофической экземы лазером через 1 месяц

 

После проведённого эндоваскулярного лечения симптомы экземы достаточно быстро самостоятельно купируются.

Варикозная экзема профилактика

 

Профилактировать венозную экзему можно, если своевременно обследоваться у хорошего флеболога и лечить варикозную болезнь.

Также количество и тяжесть вспышек экземы могут быть уменьшены с помощью следующих мер:

  • Избегать длительного стояния или сидения с опущенными ногами.
  • Носить компрессионные носки или чулки при длительных статических нагрузках
  • Регулярно наносить смягчающие средства на сухую кожу, склонную к раздражению.

Результаты лечения трофической венозной экземы. Фото до и после лечения

 

Результат лечения пациента с трофической экземой методом эндовенозной лазерной коагуляции (ЭВЛК) по немецкой технологии Biolitec

Результат лечения пациента с трофической экземой методом ЭВЛК. Фото до и после лечения трофической экземы

Фото до и после лечения трофической экземы на левой нижней конечности

 

Результат лечения пациентки с трофической венозной экземой методом радиочастотной абляции (РЧА) 

Лечение пациентки с трофической экземой. Фото до и после лечения

Фото до и после лечения трофической венозной экземы на левой нижней конечности

 

Часто задаваемые вопросы пациентов в интернете о трофической венозной экземе

 

Наталья из Москвы спрашивает: как лечить венозную экзему ног в Москве?

Уважаемая Наталья! Для хорошего лечения венозной экземы нижних конечностей в Москве необходимо обратиться к грамотному специалисту, флебологу. Доктор проведёт подробную диагностику, включающую ультразвуковое исследование. Только после этого можно говорить о современном лечении. Лучшим решением будет найти хороший городской флебологический центр, где ультразвук выполнит сам флеболог.

Екатерина из Москвы интересуется: какое современное лечение венозной экземы ног в Москве?

Уважаемая Екатерина! В Москве хорошее современное, отвечающее европейским стандартам, лечение венозной экземы включает инновационные технологии, как диагностики, так и лечения. Ведущие городские флебологические центры, в том числе наш Московский Инновационный Флебологический Центр, успешно занимаются лечением венозной экземы. Сначала выполняется подробное дуплексное ангиосканирование венозной системы нижних конечностей. Только потом назначается лечение, включающее борьбу с локальным воспалением и современное лечение истинной причины экземы, варикозной болезни.

Елена из Екатеринбурга спрашивает: как лечить венозную экзему народными средствами?

Уважаемая Елена! Специалисты Московского городского флебологического центра имеют хороший опыт в работе с различными трофическими нарушениями при венозных заболеваниях, в том числе и венозной экземой. Ведущие флебологи нашего центра не рекомендуют лечение венозной экземы народными средствами. Заболевание хорошо поддаётся лечению при помощи современных технологий, но мы нередко встречали и серьёзные осложнения после лечения народными средствами.

Николай из Брянска спрашивает: у моей мамы на ногах появилась венозная экзема, к какому врачу лучше обратиться?

Уважаемый Николай! Если вы подозреваете, что в Вашей мамы венозная экзема, лучше сначала обратиться к хорошему флебологу, доктору, специализирующемуся на диагностике и лечении патологии вен. Для начала необходимо понять причину воспаления на нижних конечностях. Возможно, потребуется помощь дерматолога. Если экзема имеет венозное происхождение, то сейчас существуют современные европейские технологии, с помощью которых вылечить Вашу маму не представит особых проблем.

Ольга из Иваново интересуется: какие причины лежат в основе венозной экземы?

Уважаемая Ольга! С позиций современной науки и медицины причина венозной экземы – это нарушение оттока крови нижних конечностей, формирование на фоне застойных явлений аутоиммунного воспаления. К имеющемуся отёку, вследствие венозной недостаточности прибавляется воспалительный отёк, зуд, покраснение, боль.